Описание
Описание виниловой пластинки Бетховен. Симфония № 6 (Пасторальная)
Шестая («Пасторальная») симфония Бетховена занимает особое положение среди его произведений. Написанная в 1808 г., практически в то же время, что и знаменитая Пятая симфония, о мотиве первой части которой сам автор говорил, что «так судьба стучится в дверь», Шестая симфония отображает совершенно иные переживания и стремления автора. Страдающий от поразившей его глухоты, Бетховен, однако, в этом своём произведении не выстраивает драматургию противостояния личности и судьбы, а совершенно искренне и непринуждённо изображает красоту природы и силу торжествующей жизни.
Это программное произведение, причём композитор даёт название не только симфонии в целом, но и каждой части. То, что произведение состоит из пяти частей, также делает его необычным, так как классический канон подразумевал написание симфонии, состоящей из четырёх частей. И обращение к программе, и достаточно свободное обращение с формой в определённой степени характеризуют Бетховена как предвестника романтизма, каковым он справедливо и считается. В симфонии наличествует выразительная тема народной, сельской жизни (первая и третья части), пейзажная образность (вторая и четвёртая) и оптимистическое осмысление мироздания и места героя в нём (финал).
Первая часть называется «Пробуждение радостных чувств от прибытия в деревню». В ней нет ярко выраженной контрастности, а развитие происходит за счёт тембровых сопоставлений, что позже неоднократно будут повторять в своих произведениях романтики.
Вторая – «Сцена у ручья» – лирическое изображение вдохновенной идиллии единения с природой. Важную роль играет диалог струнных инструментов.
Третья часть – «Веселое сборище крестьян». Это бесхитростно-радостная зарисовка сельского праздника. Скерцо захватывающего танцевального характера.
«Гроза. Буря» – четвёртая часть Пасторальной симфонии – не отделена от соседних паузой. Это драматическая демонстрация энергии разыгравшейся стихии. Здесь Бетховен проявляет свой новаторский стиль, пополняя оркестр новыми для симфонической музыки инструментами (флейта-пикколо и тромбоны).
Финал – «Пастушья песнь» – умиротворённое завершение необыкновенной симфонии гениального композитора.
Отзывы 1
5,0Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827) – великий немецкий композитор, принадлежащий к школе венского классицизма. Его творчество охватывает весь спектр существующих при его жизни жанров, но наиболее весомым считается его вклад в развитие инструментальной музыки. Автор девяти симфоний. Влияние композитора на становление симфонизма последующих времён, включая современность, во многом является определяющим.